Объективная причина номер один: продолжительность красного света превосходит лимит, который способны вытерпеть люди.
Заведующий Немецко-Китайским Центром Исследования Транспортного Движения университета Тунцзи (Шанхай (прим.)) профессор Ли Кэпин длительное время занимался изучением влияния транспортных объектов в стране и за границей на пешеходов и автомобили. В 2006 году Ли Кэпин возглавил исследовательскую группу, проводившую в Шанхае и Ханчжоу "исследование времени ожидания пешеходов при переходе дороги на сфетофорах перекрестков".
Исследовательская группа под руководством Ли Кэпина подобрала в Шанхае 3 перекрестка и 5 улиц, имевших в сумме 1820 случаев перехода дороги пешеходами. Проведя расчет изученного, исследовательская группа пришла к выводу: время ожидания на красном свете — это один из самых ощутимых факторов, влияющих на поведение пешеходов. На пересечении большего ответвления транспортного потока с дорогой пешеходы терпели самое большее от 70 до 90 секунд, при преодолении пределов этого времени ожидания пешеходы переходят улицу, находясь в неконтролируемой ситуации. Другими словами, как только время ожидания превышает 90 минут, роль светофора при переходе пешеходами дороги стремится к нулю. Когда время ожидания превосходит то время, которое пешеход может вытерпеть, возможность нарушения правил пешеходами очевидно растет.
Объективная причина номер два: закон недостаточно суров.
В Китае наказания за нарушения правил очень редки.
Если бы подобная ситуация сложилась в Америке или Германии, то кредитная история "перебежчика на красный свет" была бы запятнана. В Германии простой человек может расплачиваться платежом в рассрочку или отсроченным платежом, а перебегающие на красный свет, однако, обязаны расплачиваться на месте. Обычный человек может получить в банке довольно долгосрочный кредит, а перебегающий на красный свет не может, более того, ставка процента, которую банк назначает перебегающим на красный свет, намного выше, чем у остальных. В Сингапуре при однократном пересечении дороги на красный свет пешеход штрафуется на 200 сингапурских долларов, приблизительно на 1000 юаней (около 5000 р. (прим.)), при повторном нарушении самое тяжелое наказание — тюремное заключение от полугода до года.
Объективная причина номер три: планирование дорог не рационально.
В Китае планирование некоторых дорог совершенно неразумно.
Республика Сан-Марино — одно из древнейших государств Европы, имеющее население всего в 20 000, но располагающее автопарком в 50 000 машин, улицы которого обязаны быть забитыми. Но на самом деле при дорожном движении в Сан-Марино дороги свободны, пробки возникают редко, а даже если и возникают, то не стоит беспокоиться — очень скоро все само собой разрешится. Особенно удивительно то, что в пределах этой страны на всех больших или маленьких дорогах нельзя увидеть ни одного светофора.
Без светофоров, однако, транспортное движение находится в полном порядке, загадка этого заключается в том, что планировка автотрасс Сан-Марино и управление дорожным движением полностью научны. Почти все дороги этой страны — с односторонним движением и круговые, если водитель не въезжает во двор дома или не останавливает машину на парковке, то, продолжая ехать до конца, неожиданно может вернуться на изначальную дорогу. На дорогах без светофоров водители в равной мере следуют правилу: при выезде с маленькой дороги пропускать машины на большой, с ответвления пропускать машины на главной дороге. На дорогах все знаки имеют бросающееся в глаза слово "стоп"; каждый раз, въезжая с маленькой дороги на большую, все автомобили должны остановиться, посмотреть, подождать, действительно убедиться, что на трассе нет машин, и только тогда въезжать.
Главная объективная причина: когда толпа перешла, можно почувствовать себя покинутым.
"Стадный инстинкт" показывает, что индивид подвергается влиянию поведения толпы и в своем восприятии, суждении, понимании выражает соответствие всеобщему мнению или образу действий большинства, и эксперимент показал, что лишь малое количество людей сохранило независимость.
Психологи отмечают, что переход дороги в китайском стиле есть из-за "стадного инстинкта", индивиду требуется одобрение общества, слиться с коллективом, на который можно положиться, иначе можно остаться в изоляции. При переходе дороги видя, что все идут, не заботясь о красном свете, если одному или маленьким коллективом остаться ждать, то можно быть оставленным большинством, вплоть до высмеивания в ханжестве и притворстве. Ради слияния с коллективом индивид вряд ли имеет силы о чем-либо судить, как не может и разумно мыслить.